Слава кризису, или заметки об устойчивости.
Ура, наконец-то наступил экономический кризис в стране! Жаль, что не в полную силу, жаль, что ещё не всех коснулся. Потому, что кризис экономический, это примерно тоже самое, как и кризис личностный – лучшее время для того, чтобы пересмотреть, получше осознать, прочувствовать и понять наконец-то: что же сейчас мне важно в этой жизни. Что я тут делаю и на каком этапе своего развития нахожусь? Ведь все хорошо знают, что когда становится неуютно в своём маленьком уютном бытовом мирке, то вот в это время и самое, как говорится, и «оно» перепросмотр делать. А когда же ещё?
В хорошие времена: в счастливые, в сытые, в довольные - обо всём таком и не думается. А если вот поприжало, подопнуло – вот и начинается анализ… Хорошее время, знаете ли! И если вас уволили, сократили, лишили зарплаты, не дали ипотеку, или наоборот отобрали, если повысили проценты за ваш кредит, то возрадуйтесь и поймите, наконец-то что сейчас для вас самое главное. И тут же пойдите это главное делать. А второстепенное оставьте. А когда же ещё? Потом-то кризис уляжется, вы найдёте новую работу, или вернётесь на старую, устаканится ситуация, аналитики вызвестят о высоком экономическом росте, еды станет больше, захочется купить чего-нибудь дорогого (я ведь могу себе это позволить?) появится опять какой-нибудь кредит. А если всё в мире будет предвещать хорошую экономическую ситуацию в стране на несколько десятков лет, то тогда, того и глядишь, обнаружишь себя в банке, подписывающим документы на ипотеку, или покупающим новую дорогую машину (я ведь могу себе это позволить, и переплата не большая!) И ваш внутренний мирок станет уютным, стабильным, понятным. А в нём так легко забыть, кто ты такой, что ты любишь, что тебе нравится делать, и о чём ты мечтаешь. Ну да ладно, слава кризису! И используйте его на полную катушку. Лучшее время.
С другой стороны, кризис экономический для многих граждан, это так же субъективно хреново, как и кризис личностный. И хорошо бы пройти через него живым, здоровым, да ещё и в хороших отношениях с собой, людьми и миром. И тут возникает вопрос. А как это сделать? Задумался об этом, потому что много человек сейчас толкуют о кризисной ситуации, о том, как обесцениваются деньги, об экономической войне, ипотеках, санкциях и прочей дребедени.
Существуют ли люди, которые легко переносят кризисы? Существуют. И знаю много таких людей, мало того, сам к ним отношусь. Честно заявляю, что ко всем кризисам, которые были и есть, отношусь и относился весьма прохладно. И сейчас постараюсь описать, самую изюминку и суть моего взгляда на антикризисный образ жизни.
1. Минимизация регулярных выплат. Тут закономерность простая: чем меньше вам надо платить каждый месяц денег, тем спокойнее вам спится, меньше надо работать и вообще общий уровень тревожности снижается. Регулярные платы – это, прежде всего плата за жильё. На втором месте – это кредиты. И если с кредитами всё понятно (их просто не надо брать), то плату за жильё нужно стараться уменьшить. Как? Если вы снимаете квартиру, то начните снимать квартиру поменьше, или в районе подальше, или найдите друзей, которые вам эту квартиру сдадут по дешёвке. Переселитесь в деревню, там «квартплата» станет ещё меньше. Постройте себе свой дом. Маленький, и пусть он будет походить на хижину, но зато свой. И никто тебе не скажет больше, что ты неудачник (и сам ты себе тоже такого не скажешь), что ты не можешь себе даже на жильё заработать. Никто не скажет. Потому, что у тебя будет свое жильё, за которое ты никому не будешь должен. А это очень важно.
Миф о том, что ипотека, это то же самое, что и снимать квартиру, только ты не кому-то там платишь просто так, а платишь за СВОЮ квартиру очень опасный МИФ. Хоть и мило выглядящий. Вы не живёте в своей квартире, вы живёте в квартире банка. И долго-долго-долго обязаны быть очень аккуратным работником на своей работе. Иначе банк вас выгонит. А быть выгнанным из «своей» квартиры, куда менее приятно, чем из квартиры съемной. Она ведь кажется уже своей!
Уменьшайте плату за ЖКХ, если вам кажется квартплата большой – поселите к себе кого-нибудь, или сами поселитесь к другу или друзьям, разделите расходы, поставьте энергосберегающие лампочки, экономьте воду, привыкайте быть бережными ко всем ресурсам, пробуйте уменьшать свои выплаты разными законными способами, экспериментируйте.
Ну да ладно. Ещё раз повторю, уменьшайте все свои ежемесячные выплаты: откажитесь от кредитов и найдите способ платить минимум за жильё. Тогда вам не страшны задержки зарплаты, не важно, какой сейчас день месяца. У вас нет популярного в мире денег заболевания: концемесяцафобии.
2. Взятие ответственности на себя за свои базовые потребности. Фраза звучит, конечно, кошмарно, но что делать? В книге «Мы строим деревню» я очень много об этом написал в специальной главе «Об ответственности». Чтобы не повторятся, туда тебя, читатель, и отправлю. А тут напишу, что никого не призываю бежать из города, жить в лесу, молится колесу. Это считаю неверным. Жить надо там, где хочется. Хочется в городе – да ради Бога! В деревне? Пожалуйста! Но всем весьма полезно хоть иногда задавать себе вопрос: а кто в моей жизни управляет такими сферами как:
- жильё
- еда
- здоровье
- образование.
И тут степень нашей автономности может быть различной: от полной зависимости (по всем четырём аспектам, я завишу от кого-то, кого я не знаю (государство, фирма, ЖЭУ, министерство, сельское хозяйство, жилищный кооператив и т.д.)) До полной самостоятельности (всеми четырьмя аспектами я занимаюсь сам).
Начинать можно с малого: хотя бы начать понимать, откуда берётся тепло, что такое дом и как его можно построить, начать подглядывать, как люди строят свои дома сами и складывать в папочку с названием «Дом», полезные материалы; удивиться, что огурцы растут на грядке, а не в супермаркетной пластиковой формочке под пленкой, да попробовать посадить в горшок на подоконнике хоть одно семечко, а потом наблюдать за ним; что образование, оказывается, бывает не только школьным, а очень разным, интересным, творческим, а все наши цари и классические писатели в школу не ходили, а обучались по большей части дома. Хорошо начать думать, что наше здоровье, это не совокупность купленных нами таблеток, полученных страховых полисов, да бумажек с анализами. Здоровье это нечто большее. И ни один врач не сделает нас здоровыми. Он может нас чуть-чуть направить, но не более того. А потом самим.
Так вот, как только мы узнаём про свои базовые потребности и способы их удовлетворения хорошо, нам становится не важно, какой сейчас президент.
3. Сообщество. Нас уже много раз пугали через голливудские фильмы зомби-апокалипсисом. Что, мол, попадёт в людей особый вирус, люди станут зомби и станут рассматривать друг друга как еду. Открою вам секрет: к сожалению, зомби-апокалипсис уже наступил. Я это понял вот несколько дней назад, в Москве, в метро. Смотришь на людей, а они все идут, и почти у каждого экран перед лицом. И нет смысла спрашивать в вагоне вежливое «Вы выходите?» Потому, что могут вас не услышать, наушники ведь в ушах! И могут не заметить – экран телефона (планшета, компьютера,…) ведь перед глазами. Что это обозначает? То, что главный вирус, который сделал из людей таких вот homo iphonus - это вирус разобщения. И если раньше мы не знали своих соседей по подъезду, то сейчас мы порой рискуем не заметить их вовсе. В то время, как мимо нас проплывают живые люди, мы смотрим на их фотографии в интернете, а не на них настоящих. Вместо того, чтобы пообщаться лично, мы напишем друг другу, а на встречу не найдём времени. И это не плохо, но надо понимать, что разобщённые люди куда менее устойчивы. Разделяй, да властвуй. С разделенными людьми это проще. А в моменты кризисов люди объединяются в общины. Это исторический факт. Например, израильские кибуцы. Сейчас жизнь стала спокойнее, богаче, разобщённее… и кибуцы (коммуны) потеряли свою былую актуальность. Так же и у нас в стране. Сытая, богатая, комфортная жизнь разобщает. И особенно, когда есть неравномерность в этих сытости, комфорте, да богатстве.
И что же делать? Вот сейчас (в любое «сейчас», но особенно в «сейчас» эпохи перемен) самое время для того, чтобы вспомнить, что человек, это существо социальное, и жить общинной жизнью для нас весьма свойственно. Нет, конечно, не нужно всем поселяться в одном доме, и делать всё колхозным, нет. Но чуть-чуть подлечить вирус разобщения было бы очень полезным. Позвать, например, в свой дом гостей. Не на «Скайп-конференцию», попялится в камеры, а настоящих, живых, попить вместе чаю, поболтать, потанцевать, книгу вслух почитать. Поделать что-то хорошее совместно. Детей своих отправить не в сетевую игру по интернету, а во двор, играть в каких-нибудь «казаков-разбойников», а если они не умеют, то пойти с ними и научить. А если сами не умеете, то оторвать от телевизора маму-папу-бубушку и тоже приобщить. И вообще, надо учиться жить со-в-местно, в одном месте, то есть. И любить тех, кто живёт в нашем месте, нам, потому что так и завещали: любить ближнего (живущего в нашем месте). А не дальнего, живущего в далеком месте, которого любить куда как проще.
Итак, сообщество. Стройте сообщества, или же сети. Организуйте клубы, кружки, секции. Общайтесь с живыми людьми. Учитесь встречаться. Ходите в гости и принимайте гостей. Сейчас много виртуальных сообществ, по интересам, и это хорошо, но любое виртуальное собрание должно иметь реальные встречи, чтобы не закрались в него вирусы разобщения.
Ещё одно, сообщество – это не только совместная жизнь, это ещё и совокупность людей с разными навыками и умениями, с разным опытом и знаниями, находящихся в хороших отношениях друг с другом. А это тоже великое дело. Хорошо иметь большой круг общения, своё личное сообщество, в котором будут разные люди. Я так бы и выделил два вида сообществ – первое, как людей живущих в одном месте и имеющих нечто общее (чуть-чуть писал об этом в книге «Мы строим деревню»), а второе, как людей, которых что-то объединяет, которых вы можете назвать своим кругом общения. Со-общения. Людей, которые вне денежной системы, вне политической, но могущих быть друг другу чем-то полезными. Хорошо и самому учиться разному, чтобы уметь пригодится. Человеку сообщества (пусть из своего личного) и не нужно идти по пустяку в поликлинику, он просто зайдёт в гости к своему другу-доктору. Или попросит зайти его. В идеале устойчивое сообщество – это люди, живущие в территориальной близости, имеющие что-то общее и при этом каждый из них индивидуален и имеет что-то своё. Плюс, у этого сообщества есть достаточно внешних связей с другими подобными группами людей. В идеале – это сеть устойчивых экопоселений. Которые имеют возможность встречаться, обмениваться и т.д.
И для вдохновения посмотрите фильм «Сила сообщества» про Кубу. Там рассказывается про реальный опыт из реальной страны.
4. Осознанное разумное опрощение. Бессмертный евангелист Лука нам так и сказал, что нищие блаженны. И пусть дядька из телевизора показывает слащавую улыбку и пытается мне внушить, что блажен покупающий какой-нибудь продукт, я ему не верю. Потому, что покупал кучу всего и знаю наверняка, что блаженство от приобретения новой вещи длиться весьма короткое время, и на его смену приходит новый зуд потребительства, особенно, когда у купленной тобой вещи экранчик оказывается чуть меньше, чем у прибора на витрине или, чем у соседа. И дело не в том, что богатые (имущие) не могут испытывать блаженство, нет. Дело в опасности связать своё внутреннее состояние счастья, любви и удовлетворённости с продуктами чьего-то бизнеса. И покрывая свою жизнь материальной шелухой легко забыть о том, что ценно на самом деле. Ради чего мы живём и о чём спросим себя перед смертью. Я работал в реанимации и разговаривал с умирающими, и точно скажу вам, что ни один из них не рассказывал мне о том, каким классным телефоном ему удалось в этой жизни попользоваться. Или наоборот не удалось. Перед смертью люди думают о главном.
Почему я пишу опрощение, а не беднота. Потому что, будучи бедным и нуждающимся, очень непросто освободиться от привязанностей: ещё бы - у тебя же в животе бурчит от голода, какая тут философия! Даже Гаутама Будда и тот сначала был принцем, а уж потом святым. И граф Толстой, продвигающий в русский язык используемое мной слово «опрощение» был, прежде всего, графом, а уж потом пахарем. Можно и не богатеть, но научиться зарабатывать себе на базовые потребности, да реализовать какие-нибудь свои фантазии хорошо. Полезно. Без вовлечения. В качестве игры. Для того, чтобы знать каково это. И тогда ты можешь честно говорить, что тебе интересна простая жизнь. Сложную-то жизнь ты уже попробовал!
Уровень жизни – это, прежде всего, обозначение уровня расходов. Не уровень дохода, а именно расхода. И это великая привычка, под привычный уровень твоего расхода начинает структурироваться всё. Хороший пример, это какая-нибудь большая старая общая баня. Первый этаж – простая баня самая дешёвая, второй – средний класс, третий для богачей, дорогая. Есть ли отличия? Визуально всё то же самое. И пар и веники, и толстые дядьки, тётки с тазиками и простынями, в шапках и на фоне кафельного пола. Главное отличие – ты выбираешь себе людей с привычным для тебя уровнем расхода. Если ты привык тратить 1 рубль в день, то везде будешь искать возможность этот уровень сохранить. А если привычка твоя 1000 рублей в день – то при расходах меньших будет тебя волновать мыслишка, что что-то не так в этом мире. И всё в нашем социальном мире будет затачиваться под этот твой уровень. Касту, если хочешь, или сословие. И настолько сильны эти привычки, что часто для человека является огромным стрессом их смена. Причём в любую сторону. И многие бедняки думают, что как хорошо бы выиграть в лотерею\получить наследство\украсть\перепало бы\найти чемодан\подарил бы кто. А потом, если такая беда вдруг приключилась, то новоявленный богач сходит с ума, не зная, что же делать с этим счастьем. И, в конце концов, прогуливает все деньги, возвращаясь опять к своему привычному. Тоже самое – весьма печальное зрелище – разорившиеся богачи. И пусть они сейчас питаются лучше, чем большинство людей в этом мире, но выглядят при этом так, будто всё очень плохо. Еды вообще нет. И есть у меня такой даже родственник. Он живёт в богатой квартире похожей на музей и говорит большую часть времени, как раньше было хорошо, и как сейчас бедно.
Поэтому, я пишу разумное осознанное опрощение не просто так. Разумное, это обозначает, что мы не идём спать на помойку, не начинаем есть объедки. Не превращаемся в бомжей и бичей. Не ковыряемся на свалке, в надежде найти там еду. Разумное, это обозначает, что мы разумно оцениваем свои реальные потребности, разумно убираем лишнее. Не впадаем в распродажные, дефицитные, рекламные и прочие магазинные сумасшествия. Покупаем (вымениваем, зарабатываем, выращиваем) простую еду, носим простую, но при этом чистую и удобную одежду и так далее. В современном англизированном мире это называется refuse – уменьшение покупок. Осознанное, потому что мы осознаём свои потребности и не введемся на слащавые улыбки из телевизора, задавая каждый раз себе вопрос: Что я сейчас покупаю, надо ли мне это на самом деле.
А напоследок, мне вспомнился комикс про Свинью, которая накупила большое количество шампуня. «Зачем тебе столько шампуня, у тебя же нет волос!?» - спрашивает Свинью её друг Крыса. «Да у меня просто большая страсть к распродажам!» - был ответ. Мы же не свиньи!
Так вот, простой образ жизни и небольшое потребление весьма устойчивы к любым экономическим шевелениям.
Такие вот четыре пункта, с помощью которых любой человек может стать более устойчивым в условиях неустойчивого мира.